Локальные акты в общеобразовательной организации, регулирующие профилактику травли в образовательной среде:
Приказ о работе службы примирения
Положение о школьной службе примирения
Примирительный договор
Положение о предупреждении и предотвращении травли (буллинга) и кибербулинга
План работы школьной службы примирения
Взаимодействие с государственными и негосударственными органами с целью создания благоприятного социально-психологического климата, профилактики травли и иных форм социально-опасного поведения:
Межведомственный комплекс мер ("дорожная карта") по развитию сети служб медиации в крае на 2021 – 2025 годы
План мероприятий по реализации стратегии комплексной безопасности детей В Российской Федерации на период до 2030 года в Комсомольском муниципальном районе
Межведомственный комплексный план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений, защите прав и законных интересов несовершеннолетних в образовательных учреждениях Комсомольского района.
План проведения межведомственной комплексной акции "Подросток"
ПЛАН мероприятий ("дорожная карта"), направленных на профилактическую работу и комплексную реабилитацию родителей,страдающих от алкогольной зависимости, на 2022 - 2025 годы
План совместных мероприятий по предотвращению распространения наркомании среди подростков
План проведения совместных мероприятий ОПДН ЛО МВД России на транспорте
План совместной деятельности образовательного учреждения с ОМВД России по Комсомольскому району по предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся
Программы психолого-педагогического сопровождения, направленные на фомирование благоприятного социально-психологического климата, профилактики травли и иных форм социально-опасного поведения :
Рабочая программа социального педагога
Медиативные программы
Программа "Круг сообщества"
Программа "Круг сообщества"
Психолого-педагогическая программа профилактики буллинга в школе
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный медиатор"
Научно-методическое сопровождение участников образовательных отношений по вопросам создания благоприятного социально-психологического климата, профилактики травли и иных форм социально опасного поведения:
Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Как вести себя в конфликтной ситуации
Гид по медиации для детей
Руководство для родителей про буллинг "Что делать если ваш ребенок вовлечён?"
Руководство для подростков про буллинг "Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других"
Инструкция для педагога-психолога "Как работать с ребенком - буллером в зависимости от причин агрессии"
Рекомендации классному руководителю " Как вылечить класс не от гриппа, а от травли. Готовый рецепт"
Методические документы для работы с детьми
Классный час на тему: « Толерантность – путь к миру»
Специально для родителей и обучающихся "О школьной медиации за 5 минут…"
Классный час на тему «Профилактика буллинга в подростковой среде»
Оформление служебной записки
ПАМЯТКА "Обеспечение позитивных межличностных отношений в школьном классе"
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «БУЛЛИНГ – ЖЕСТОКОСТЬ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ»
Форма информирования о факте травли советника директора по воспитанию
Карточки по экстремистским организациям
Анкета для педагогов о буллинге
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "Школьный буллинг. Что это?"
Памятка для педагогов "Алгоритм действий при обнаружении случая буллинга"
Буллинг. Причины, формы, профилактика
Диагностический комплект методик по выявлению буллинга в образовательной среде
Методические рекомендации. Организация сежведомственного взаимодействия при реализации мероприятий по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся
Тренинг уверенного поведения
Служба школьной медиации – это команда, состоящая из учащихся, педагогов и родителей, которые помогают учащимся решать конфликтные ситуации, с помощью конструктивного диалога.
Процедура медиации является эффективным инструментом разрешения споров и конфликтных ситуаций, их предупреждения и профилактики.
Медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.
Обучая детей умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, а также ценить и принимать другого. Мы способствуем проявлению у детей чувства собственного достоинства, а также воспитываем ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом.
«Школьная медиация» – это своеобразная школа общения, создающая основу для формирования безопасного пространства в школе.
Зачем нужна медиация школе?
Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся. В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.
Служба школьной медиации предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.
Задача Службы школьной медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.
Служба школьной медиации работает на основании действующего законодательства и Положения о школьной службе медиации.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна учащимся?
Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Школьная служба примирения это:
- Разрешение конфликтов силами самой школы.
- Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
- Профилактика школьной дезадаптации.
- Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.
Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации (примирения).
После этого с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения к случившемуся и желания участвовать во встрече.
В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие вопросы:
- каковы последствия ситуации для обеих сторон;
- каким образом разрешить ситуацию;
- как сделать, чтобы этого не повторилось.
При необходимости составляется план по возмещению ущерба и социально-психологической реабилитации сторон.
На встрече выполняются следующие правила:
- Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
- На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
- Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
- Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Что дает служба школьной медиации учащимся?
Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
Научиться убеждать других словами, а не силой.
Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
Участвовать в интересной и общественно полезной деятельности.
Помогать другим мириться.
Лучше понимать сверстников и взрослых.
Учащимся, пострадавшим от конфликтных ситуаций, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
У учащихся, которые обижают, появляется возможность понять другую сторону, примириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать в дальнейшем.
Что дает служба школьной медиации педагогам?
Появляется возможность конструктивно управлять школьными конфликтами.
Конфликты используются в качестве воспитательной ситуации, которая при правильной организации может помочь развитию школьников.
Приобретаются новые знания и практические навыки в области примирения, выстраивания межличностных отношений в детской и детско-взрослой среде, происходит развитие методов и форм гражданского образования, воспитания и социализации школьников.
Осваиваются новые педагогические инструменты для решения трудных ситуаций и конфликтов.
Укрепляется роль школьного самоуправления.
Медиация в школе как ресурс социальной адаптации учащихся.pdf (скачать) (посмотреть)
Горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения
На базе федерального государственного бюджетного учреждения «Центр защиты прав и интересов детей» (далее – Центр) в целях оказания помощи в урегулировании споров, разногласий и конфликтных ситуаций в образовательных организациях начала работу горячая линия по вопросам урегулирования конфликтов в школе, медиации и примирения в образовательных организациях.
Консультацию по вопросам, связанным с разногласиями и спорами в образовательных организациях, на основе использования медиативного и восстановительного подходов можно получить в рабочие дни с 09:00 до 18:00 (по московскому времени) по телефону: 8-800-222-34-17.
Горячая линия также включает возможность получения онлайн-консультации через форму обращения на специализированной странице официального сайта Центра: https://fcprc.ru.